главная - Предпринимательство - Бизнес планирование

Бизнес планирование

Бизнес-план — это экономически обоснованный аналитический документ, в котором дается описание основных разделов развития организации на конкурентном рынке с учетом собственных и заемных финансовых источников, материальных и кадровых возможностей и предполагаемых рисков а также устанавливает способы решения возможных проблем.

 

Ведущее место в предпринимательской деятельности как на стадии создания собственного дела, так и на стадии функционирования занимает разработка плана мероприятий с указанием конкретных задач, которые необходимо выполнить к определенному сроку, а также установка краткосрочных и долгосрочных планов развития.

Ключевую роль в процессе бизнес-планирования играет разработка бизнес-плана.

Бизнес-план — это экономически обоснованный аналитический документ, в котором дается описание основных разделов развития организации на конкурентном рынке с учетом собственных и заемных финансовых источников, материальных и кадровых возможностей и предполагаемых рисков а также устанавливает способы решения возможных проблем.

Обязательного требования разработки бизнес-плана на уровне законодательства нет (исключение составляют кредитные организации). На какой срок будет разрабатываться бизнес-план — определяется каждым предпринимателем самостоятельно. Определенная часть предпринимателей разрабатывает бизнес-план на срок от трех до пяти лет, некоторые предприниматели разрабатывают бизнес-план на срок от одного года до трех лет. Обычно бизнес-план разрабатывается на период, превышающий срок окупаемости проекта на один год.

Бизнес-план следует разрабатывать при обосновании нового вида деятельности; при выходе с новой или уже выпускаемой продукцией на новые рынки; при необходимости привлечения инвесторов; при получении кредитов; при составлении планов финансовой деятельности; при росте объемов производства продукции.

Однозначного подхода к содержанию и структуре бизнес-плана в научной литературе нет. В зависимости от цели составления бизнес-плана (в качестве плана обоснования инвестиций, привлечения партнеров) разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации.

В качестве основных разделов бизнес-плана можно назвать такие разделы как:

  1. общая характеристика организации;
  2. характеристика товаров (услуг);
  3. рынок сбыта товаров (услуг);
  4. конкуренция на рынках сбыта;
  5. план маркетинга;
  6. план производства;
  7. организационный план;
  8. риски в деятельности организации;
  9. финансовый план реализации проекта.


1. Общая характеристика организации. Данный раздел разрабатывается после составления всех других разделов бизнес-плана. В данном разделе освещаются следующие моменты:

  • форма собственности предприятия, состав участников, уставный капитал, направление деятельности;
  • основные цели организации, к которым она будет стремиться, например, достижение объемов продаж, получение чистой прибыли;
  • основные стратегии и состав конкретных мероприятий;
  • необходимые объемы инвестиций и источники финансирования;
  • преимущества предлагаемых товаров по сравнению с аналогичными;
  • предполагаемые объемы продаж, ожидаемая выручка, затраты на производство, чистая прибыль;
  • окупаемость и сроки возврата заемных средств и т.д.


2. Характеристика товаров

  • какие товары предполагается выпускать, их описание, характеристики, уникальность, многовариантность использования, надежность;
  • название товара и его изображение (привлекательность), особенности дизайна упаковки;
  • какие потребности призваны удовлетворить выпускаемые товары, регулярно ли их приобретают покупатели (как часто покупают, сколько приобретают за одну покупку);
  • стоимость товаров данной группы (продажная цена), примерные затраты на производство и размер прибыли от единицы товара;
  • имеются ли требования стандартизации и сертификации для данной группы товаров;
  • защищены ли товары патентами, авторскими свидетельствами, имеется ли торговая марка;
  • на каких рынках и как продаются данные товары;
  • качество товара, основные преимущества товаров в глазах потребителей, имеются ли недостатки и какие;
  • гарантийный срок и организация послепродажного обслуживания;
  • стадия жизненного цикла товара сегодня, предложения по модернизации и т.д.


3. Рынок сбыта товаров.

  • определяем рынки сбыта, что влияет на спрос;
  • прогнозы развития рынка, перспективы изменения потребностей покупателей (увеличивается ли население данного рынка, открываются ли рабочие места);
  • реакция рынка на новые товары;
  • импортная емкость и тд.


4. Конкуренция на рынках сбыта

  • примерное количество конкурентов, сколько крупных, динамика увеличения количества;
  • внедрение новых моделей, послепродажное обслуживание;
  • как целесообразно расширять ассортимент;
  • много ли рекламируют конкуренты, какие виды рекламы используют;
  • что является предметом конкуренции: цена, качество, послепродажное обслуживание);
  • сильные и слабые стороны конкурентов;
  • факторы конкурентоспособности товаров, которые предполагает выпускать ваша фирма: качество товара, гарантийный срок, послепродажное обслуживание, скидки, каналы сбыта, рекламное продвижение товаров и т.д.


5. План маркетинга.

  • указываются цели и стратегии;
  • ценообразование (высокое качество — высокая цена, цена в зависимости от цен конкурентов, включение в цену послепродажного обслуживания, включение в цену дополнительных услуг и т.д.);
  • каналы распространения товара (наличие собственного транспорта, оптимальное расположение склада и магазина, емкость склада, наличие посредников при реализации, квалификация сотрудников и уровень обслуживания);
  • методы стимулирования продаж (фирменный стиль, скидки, кредит, бонусы, выставки, ярмарки, зависимость заработной платы работников сбыта от реализации товаров и т.д.);
  • организация послепродажного обслуживания (соответствие ассортимента и качества товаров запросам потребителей, территориальное расположение пунктов обслуживания, среднее количество времени необходимое для ремонта одного товара в сравнении с конкурентами, количество запасных частей на складе, средняя стоимость ремонта в сравнении с конкурентами, квалификация работников и т.д.);
  • реклама (цели, расходы, каналы), формирование общественного мнения и т.д.


6. План производства.

  • разработка продукта (соотношение идеи и конструкции изделия);
  • изготовление (помещение, оборудование, потребности в материалах и трудовых ресурсах, технологический процесс, производственные мощности, контроль качества, возможность расширения предприятия, поставщики) и потребность в капитале;
  • требования норм права (экологические требования, техника безопасности и т.д.).

7. Организационный план.
  • структура организации, система управления, подразделения;
  • потребность в персонале, уровень образования;
  • набор персонала, подготовка, оплата труда (трудовой договор, испытательный срок, переподготовка, повышение квалификации, методы оценки качества работы, система продвижения по службе и т.д.).


8. Риски в деятельности организации. В этом разделе перечисляются возможные риски, связанные с реализацией проекта, и даются гарантии по возврату заёмных средств (страхование, поручительство сторонних лиц, залог). Вы описываете возможные риски, а так же обстоятельства, которые называются форс-мажорными, и каким образом Вы собираетесь возвращать взятые денежные средства у инвесторов (кредиторов, партнеров).

- производственно-технологический риск;

- риск изменения приоритетов в развитии предприятия;

- неопределенность целей, интересов и поведения предприятий - участников проекта;

- риск несоответствия существующих направлений сбыта и требований к сбыту продукции в соответствии с проектом;

- неполнота или неточность информации о финансовом положении и деловой репутации участников проекта;

- риск несвоевременной реализации проекта и невыхода на расчетную эффективность и др.


9. Финансовый план реализации проекта.

  • прогноз объемов реализации;
  • план поступлений и выплат;
  • план доходов и расходов (аренда, коммунальные платежи, транспорт, реклама, страхование, заработная плата, налоги, доходы);
  • сводный баланс активов и пассивов;
  • стратегия финансирования (собственные средства, кредиты банков, средства партнеров или акционеров, лизинг оборудования, сроки возврата и получения доходов и их размер).


Любой бизнес имеет свои особенности и поэтому не может существовать «стандартного» плана, подходящего ко всем случаям. Предложенная структура бизнес-плана носит рекомендательный характер и дает только общее представление о планировании.
10-09-2013


реклама на сайте:

Сайты для юристов
Создание сайтов для адвокатов, юридических консультаций. Цена 10 тысяч рублей.
www.UralMir.ru
Календари настенные
Настенные календари формат от А4 до А2 с индивидуальным дизайном.
www.UralMir.ru
Сэндвич-панели (Сип-панели)
Производим и реализуем сэндвич-панели (сип-панели) для домостроения. Размеры: 1250х2500. Толщина панели по желанию Заказчика. Возможна поставка домокомплекта по Вашему проекту. Выезд замерщика по г. Миасс - бесплатно.
www.sip74.ru